"Лучше молчать и казаться глупым, чем открыть рот и развеять все сомнения" М.Твен
СПОЙЛЕРЫ! много СПОЙЛЕРОВ!Наконец она снова оказалась в моих загребущих, и я ее прочла.
Я собиралась написать, что она оправдала мои ожидания (довольно непомерные). Но нет.
Она их превзошла.
Я, конечно, знала, что все мюзиклы должны быть комедией, и под комедию подстраивается сюжет изначального текста. Поэтому я была готова к тому, что вместо комедии получу драму. Я не оказалась готова к тому, что между мюзиклом и первоисточником ничего общего нет.
Я садилась читать - как и все - драму про Элфи и Глинду. Броманс про девушек.
Кинга оказалась совсем не про то. Броманс про Элфи и Глинду действительно есть, причем с довольно прозрачными намеками на UST, но он занимает примерно одну четвертую часть, и по важности - отнюдь не стержень сюжета.
Это социальная драма и психологическая трагедия в фантике от фэнтези и обложке апокрифа.
Оз напоминает нацистскую Германию, а Волшебник ведет себя как достойный сын Гитлера от Никсона. И как полагается, народ его обожает. В роли евреев выступают Звери, которые такие же как звери, но им даны человеческий разум и способность к речи. Что, разумеется, неправильно и противоречит законам природы (ведь они, например, не могут писать ввиду отсутствия пальцев). Волшебник и его партия, будучи поклонниками законов природы, неуклонно лишают Зверей их "человеческих" прав, отгоняя их в пастбища. И это то, что нельзя описать в случае с евреями - страшные, ни на что не похожие сцены. Как, например, преемник убитого партией доктора Дилламонда (который был Козел) решил доказать, что маленькие Звери неотличимы от маленьких зверей. Принес в аудиторию на лекцию котенка и треснул того по голове. Чтобы показать: котенок еще не разговаривает, он только мяукает, а значит нельзя быть уверенным - Котенок это или котенок. А если нельзя отличить - то почему должно отличаться отношение людей к Котенку и котенку? Эльфаба (которая будучи мутантом, любое притеснение любых меньшинств принимает на свой счет) его спасает.
Этот Котенок - будущий Трусливый Лев.
Wicked - очень точное название, и не только потому, что так стали называть Элфи. Здесь очень много разговоров о природе зла вообще. В самых его различных проявлениях.
Эльфаба и Глинда действительно идут к Волшебнику искать правды, но не совсем так... воодушевленно. Помните The Wizard and I? Я люблю эту песню, она разделяет жизнь Элфи-из-мюзикла на две части: когда она фанатела по Волшебнику, - и после того, как он ее разочаровал. В книге не совсем так. Эльфаба никогда не фанатела по Волшебнику, можно сказать, она никогда его не любила, но так как Волшебник был последней инстанцией, ей просто не к кому было больше обратиться с еретическими исследованиями доктора Дилламонда о природе Зверей. Волшебник ее, разумеется, послал.
И тогда Элфи становится террористкой, членом подполья. В самом современном смысле этого слова, мечтает прикончить Волшебника и все такое в духе камикадзе. У нее случайно завязываются любовные отношения с бывшим однокурсником (Принцем из варварских, но свободных племен). Кстати, все решают, что Фийеро спал-то с Глиндой, так как про Элфи в подполье никто не знал, да и в голову не могло никому прийти, что в нее можно влюбиться. На что Глинда много лет спустя скажет Эльфабе - мол да, он был очаровательный и все такое, но дорогая, как ты могла подумать, что я с ним спала, он же темнокожий! Глинда - такая очаровательная снобка.
Никакого хэппи-энда у Элфи с ее возлюбленным не будет. Он погибает, пока она вершит акты терроризма, - и в поисках катарсиса и прощения она плюет на политику и покаянно приходит жить в замок его жены и детей. Жена принимает ее как подругу, но запрещает ей делать то, зачем Эльфаба к ней явилась - рассказывать правду о гибели ее мужа. Вообще заговаривать о ее муже. И Эльфаба молчит. Живет в этом замке на отшибе, с его женой, ее незамужними сварливыми сестрами, ее детьми и со своим собственным сыном. И медленно сходит с ума от невозможности выговориться. Если со стороны Саримы это была месть - то она сработала.
А потом врываются солдаты Волшебника, и берут Сариму и ее детей в заложники.
Когда Элфи и Волшебник встретятся второй раз, она будет умалять его отдать ей дочь Саримы и Фийеро, потому что та нужна ей для прощения как воздух.
Тут как раз Дороти со своим домом приземлилась на голову Нессе, и заверте...
Дороти, кстати, хоть и мелькает только на последних тридцати страницах, играет едва ли не ключевую роль в личной трагедии Эльфабы. Их история важнее, пожалуй, всех остальных личностных связей Элфи, включая Глинду, Сариму, Лиира, Волшебника, Фрекса, Фийеро... Всех.
Волшебник на самом деле оказался ее биологическим отцом, но к чему это было сделано - не совсем понятно. Возможно, чтобы объяснить ее мутацию. Ни он, ни она об этом не знали, правда, между строк можно прочесть, что именно осознание, что он послал Дороти и Ко убивать собственную дочь (и те преуспели в этом), и заставило его сбежать из Оз.
Эльфаба из тех, кто делает что-то исключительно по своим личным мотивам. Она стала либералом, потому что притеснение меньшинств принимала на свой счет. Она явилась к Волшебнику в первый раз потому, что любила доктора Дилламонда - погибни какой-нибудь другой Козел, она бы не пришла. Она с ума сходила по Тем Самым Туфлям, потому что отец (который Фрекс) подарил их не ей, а его любимице - Нессе. Она и Дороти так интересовалась исключительно из-за этих туфлей, но как точно сказала ей Глинда - туфли не заставят отца полюбить тебя. Впрочем, Элфи никогда ее не слушала. Как легко она бросила все свои политические амбиции, когда погиб Фийеро, и прощение его жены превратилось для нее в идею-фикс. Наконец ее отношения с Дороти... но об этом я не буду. Должна же я хоть о чем-то умолчать.
Пара слов про книгу.
Она очень откровенна. Как и положено хорошему ангстовому фанфикшену, рейтинг ей NC-21. Как за жестокость, так и за сексуальные сцены, очень для печатной литературы откровенные. Это как "Контролируемый ущерб" про Оз, только глубже и многогранней. В смысле не только на подрочить, но и на подрочить тоже. Вроде бонуса в этой пучине тяжелой философии.
Идеальная, короче, книга.
Взять хотя бы родителей Элфи - Мелену и Фрекса, Волшебника оставим. Отцом Нессы тоже был не Фрекс, законный муж. Отцом Нессы был нелегал от режима, который искал у них политического убежища. Прятался, короче, от полиции. И что же. Мелена и Фрекс оба в него влюбились, и shared him, да. Интересно, по очереди они его пользовали или втроем тоже развлекались. Кхм. И любил ли он хоть кого-то из них, или просто спасал свою шкуру. Сие история умалчивает. Но что же вышло. Мелена и любовник умерли, а Фрекс остался с детьми. С Элфи - которую считал своей, Нессой - которую считал дочерью нелегала, и с сыном, который убил Мелену своим появлением на свет. И Несса стала его любимицей именно потому, что ему нравилось думать, что она дочь этого Тертл Харта. Мол, они втроем ее зачали своей любовью.
У Нессы из мюзикла, кстати, насколько я помню, ноги не ходили. На самом деле, ноги у нее ходили. У Нессы рук не было. После рождения Элфи Мелена, дико боясь, что родится еще один урод, наглоталась таблеток всяких во время беременности... ну и вот. Фрекс подарил Нессе Те Самые Туфли, чтобы она ходила красиво, а Глинда поколдовала над ними - и у Нессы стало появляться ощущение, что когда она в Туфлях - у нее есть мифические руки, и она твердо стоит на земле. И тогда власть слегка ударила ей в голову. Когда Элфи исчезла после своей первой встречи с Волшебником, Несса стала хозяйкой их вотчины и смогла отделить ее от Оз Волшебника, но не смогла ею править. Несса была хорошая. Добрая и прекрасная, совсем не циничная, как Элфи. Любила поговорить о душе человеческой, тогда как Элфи в существование души вообще предпочитала не верить. Но Несса была религиозная фанатичка, как и Фрекс. Она, например, не интересовалась судьбой Зверей, потому что в существование души у них не верила. Только у людей. И она была очень непрактичная. И своим правлением добилась того, что подданные стали переползать на сторону Волшебника и заговорили о воссоединении с Оз.
Есть там еще сцена поразившей меня оргии, когда вся их студенческая братия (кроме Нессы, которую няня отвезла домой, и Глинды с Элфи, которые побежали той ночью к Волшебнику) завалилась в самый злачный, легендарный ночной клуб, - и там одного паренька из их компании ведущий-карлик вытащил на сцену и заставил участвовать в оргии с мужчиной и женщиной. Судя по всему, бедняга до этого дня хорошо если с кем-то целовался. Он слегка рехнулся после этого.
Что-то еще... на самом деле, я думаю, вы уже поняли, насколько многогранна этак книга. %)
И это только первая часть трилогии. Вторая - про Лиира, и третья - про Трусливого Льва. "A Lion Among Men".
Ужасно хочу.
Я собиралась написать, что она оправдала мои ожидания (довольно непомерные). Но нет.
Она их превзошла.
Я, конечно, знала, что все мюзиклы должны быть комедией, и под комедию подстраивается сюжет изначального текста. Поэтому я была готова к тому, что вместо комедии получу драму. Я не оказалась готова к тому, что между мюзиклом и первоисточником ничего общего нет.
Я садилась читать - как и все - драму про Элфи и Глинду. Броманс про девушек.
Кинга оказалась совсем не про то. Броманс про Элфи и Глинду действительно есть, причем с довольно прозрачными намеками на UST, но он занимает примерно одну четвертую часть, и по важности - отнюдь не стержень сюжета.
Это социальная драма и психологическая трагедия в фантике от фэнтези и обложке апокрифа.
Оз напоминает нацистскую Германию, а Волшебник ведет себя как достойный сын Гитлера от Никсона. И как полагается, народ его обожает. В роли евреев выступают Звери, которые такие же как звери, но им даны человеческий разум и способность к речи. Что, разумеется, неправильно и противоречит законам природы (ведь они, например, не могут писать ввиду отсутствия пальцев). Волшебник и его партия, будучи поклонниками законов природы, неуклонно лишают Зверей их "человеческих" прав, отгоняя их в пастбища. И это то, что нельзя описать в случае с евреями - страшные, ни на что не похожие сцены. Как, например, преемник убитого партией доктора Дилламонда (который был Козел) решил доказать, что маленькие Звери неотличимы от маленьких зверей. Принес в аудиторию на лекцию котенка и треснул того по голове. Чтобы показать: котенок еще не разговаривает, он только мяукает, а значит нельзя быть уверенным - Котенок это или котенок. А если нельзя отличить - то почему должно отличаться отношение людей к Котенку и котенку? Эльфаба (которая будучи мутантом, любое притеснение любых меньшинств принимает на свой счет) его спасает.
Этот Котенок - будущий Трусливый Лев.
Wicked - очень точное название, и не только потому, что так стали называть Элфи. Здесь очень много разговоров о природе зла вообще. В самых его различных проявлениях.
Эльфаба и Глинда действительно идут к Волшебнику искать правды, но не совсем так... воодушевленно. Помните The Wizard and I? Я люблю эту песню, она разделяет жизнь Элфи-из-мюзикла на две части: когда она фанатела по Волшебнику, - и после того, как он ее разочаровал. В книге не совсем так. Эльфаба никогда не фанатела по Волшебнику, можно сказать, она никогда его не любила, но так как Волшебник был последней инстанцией, ей просто не к кому было больше обратиться с еретическими исследованиями доктора Дилламонда о природе Зверей. Волшебник ее, разумеется, послал.
И тогда Элфи становится террористкой, членом подполья. В самом современном смысле этого слова, мечтает прикончить Волшебника и все такое в духе камикадзе. У нее случайно завязываются любовные отношения с бывшим однокурсником (Принцем из варварских, но свободных племен). Кстати, все решают, что Фийеро спал-то с Глиндой, так как про Элфи в подполье никто не знал, да и в голову не могло никому прийти, что в нее можно влюбиться. На что Глинда много лет спустя скажет Эльфабе - мол да, он был очаровательный и все такое, но дорогая, как ты могла подумать, что я с ним спала, он же темнокожий! Глинда - такая очаровательная снобка.
Никакого хэппи-энда у Элфи с ее возлюбленным не будет. Он погибает, пока она вершит акты терроризма, - и в поисках катарсиса и прощения она плюет на политику и покаянно приходит жить в замок его жены и детей. Жена принимает ее как подругу, но запрещает ей делать то, зачем Эльфаба к ней явилась - рассказывать правду о гибели ее мужа. Вообще заговаривать о ее муже. И Эльфаба молчит. Живет в этом замке на отшибе, с его женой, ее незамужними сварливыми сестрами, ее детьми и со своим собственным сыном. И медленно сходит с ума от невозможности выговориться. Если со стороны Саримы это была месть - то она сработала.
А потом врываются солдаты Волшебника, и берут Сариму и ее детей в заложники.
Когда Элфи и Волшебник встретятся второй раз, она будет умалять его отдать ей дочь Саримы и Фийеро, потому что та нужна ей для прощения как воздух.
Тут как раз Дороти со своим домом приземлилась на голову Нессе, и заверте...
Дороти, кстати, хоть и мелькает только на последних тридцати страницах, играет едва ли не ключевую роль в личной трагедии Эльфабы. Их история важнее, пожалуй, всех остальных личностных связей Элфи, включая Глинду, Сариму, Лиира, Волшебника, Фрекса, Фийеро... Всех.
Волшебник на самом деле оказался ее биологическим отцом, но к чему это было сделано - не совсем понятно. Возможно, чтобы объяснить ее мутацию. Ни он, ни она об этом не знали, правда, между строк можно прочесть, что именно осознание, что он послал Дороти и Ко убивать собственную дочь (и те преуспели в этом), и заставило его сбежать из Оз.
Эльфаба из тех, кто делает что-то исключительно по своим личным мотивам. Она стала либералом, потому что притеснение меньшинств принимала на свой счет. Она явилась к Волшебнику в первый раз потому, что любила доктора Дилламонда - погибни какой-нибудь другой Козел, она бы не пришла. Она с ума сходила по Тем Самым Туфлям, потому что отец (который Фрекс) подарил их не ей, а его любимице - Нессе. Она и Дороти так интересовалась исключительно из-за этих туфлей, но как точно сказала ей Глинда - туфли не заставят отца полюбить тебя. Впрочем, Элфи никогда ее не слушала. Как легко она бросила все свои политические амбиции, когда погиб Фийеро, и прощение его жены превратилось для нее в идею-фикс. Наконец ее отношения с Дороти... но об этом я не буду. Должна же я хоть о чем-то умолчать.
Пара слов про книгу.
Она очень откровенна. Как и положено хорошему ангстовому фанфикшену, рейтинг ей NC-21. Как за жестокость, так и за сексуальные сцены, очень для печатной литературы откровенные. Это как "Контролируемый ущерб" про Оз, только глубже и многогранней. В смысле не только на подрочить, но и на подрочить тоже. Вроде бонуса в этой пучине тяжелой философии.
Идеальная, короче, книга.
Взять хотя бы родителей Элфи - Мелену и Фрекса, Волшебника оставим. Отцом Нессы тоже был не Фрекс, законный муж. Отцом Нессы был нелегал от режима, который искал у них политического убежища. Прятался, короче, от полиции. И что же. Мелена и Фрекс оба в него влюбились, и shared him, да. Интересно, по очереди они его пользовали или втроем тоже развлекались. Кхм. И любил ли он хоть кого-то из них, или просто спасал свою шкуру. Сие история умалчивает. Но что же вышло. Мелена и любовник умерли, а Фрекс остался с детьми. С Элфи - которую считал своей, Нессой - которую считал дочерью нелегала, и с сыном, который убил Мелену своим появлением на свет. И Несса стала его любимицей именно потому, что ему нравилось думать, что она дочь этого Тертл Харта. Мол, они втроем ее зачали своей любовью.
У Нессы из мюзикла, кстати, насколько я помню, ноги не ходили. На самом деле, ноги у нее ходили. У Нессы рук не было. После рождения Элфи Мелена, дико боясь, что родится еще один урод, наглоталась таблеток всяких во время беременности... ну и вот. Фрекс подарил Нессе Те Самые Туфли, чтобы она ходила красиво, а Глинда поколдовала над ними - и у Нессы стало появляться ощущение, что когда она в Туфлях - у нее есть мифические руки, и она твердо стоит на земле. И тогда власть слегка ударила ей в голову. Когда Элфи исчезла после своей первой встречи с Волшебником, Несса стала хозяйкой их вотчины и смогла отделить ее от Оз Волшебника, но не смогла ею править. Несса была хорошая. Добрая и прекрасная, совсем не циничная, как Элфи. Любила поговорить о душе человеческой, тогда как Элфи в существование души вообще предпочитала не верить. Но Несса была религиозная фанатичка, как и Фрекс. Она, например, не интересовалась судьбой Зверей, потому что в существование души у них не верила. Только у людей. И она была очень непрактичная. И своим правлением добилась того, что подданные стали переползать на сторону Волшебника и заговорили о воссоединении с Оз.
Есть там еще сцена поразившей меня оргии, когда вся их студенческая братия (кроме Нессы, которую няня отвезла домой, и Глинды с Элфи, которые побежали той ночью к Волшебнику) завалилась в самый злачный, легендарный ночной клуб, - и там одного паренька из их компании ведущий-карлик вытащил на сцену и заставил участвовать в оргии с мужчиной и женщиной. Судя по всему, бедняга до этого дня хорошо если с кем-то целовался. Он слегка рехнулся после этого.
Что-то еще... на самом деле, я думаю, вы уже поняли, насколько многогранна этак книга. %)
И это только первая часть трилогии. Вторая - про Лиира, и третья - про Трусливого Льва. "A Lion Among Men".
Ужасно хочу.
@темы: Литература