воскресенье, 13 марта 2011
"Черный Принц" Айрис Мердок.
Там ниже будет понятно лишь тем, кто читал. Правда, если вы не читали, нет смысла даже заглядывать. Я понимаю, что это самая нашумевшая ее книга и все такое. Я понимаю почему. Она про писательство, а значит, она в любом случае очень личная (а это в любом случае очень занимательно). Наверное, ее стоит читать (хотя бы начать) всем, кто уверен, что он/она - писатель. Мой мир она не перевернула, и мало на меня подействовала в эмоциональном смысле, потому что с репортером у меня слишком мало общего. Грубо говоря - его восприятие проблем от меня очень далеко, самоидентификация на нуле. Не значит, что я не оценила. Значит что я оценила как произведение искусства (и головоломку, где надо выделить факты), а не близкую философию. Это я намекаю, что ее можно читать всем.
послесловие. не удержалась.Послесловие.
Мне понравилось, что все они, несомненно, врут. И главная загадка текста (романа, послесловий и Ф.Л.) - в чем именно они врут. Наверное, ради этого он и писался. Самая искренняя мысль была у Джулиан, когда она пишет казалось бы невозможное - что обе версии имеют место быть. Я думаю, в этом весь смысл написанного - они исключают друг друга в главном, но так как и Рэйчел, и Пирсон в чем-то врут, они в итоге оба говорят правду.
В чем они врут, каждый читатель решает для себя сам. Два главных вопроса, конечно: кого любил Пирсон и кто убийца? Каждый отвечает на них, как ему больше нравится.
Пафос про Искусство у Пирсона лично мне был отвратителен, и лично мне почти доказывает, что он был плохим писателем. Пирсон, несомненно, художник, но главное его произведение - он сам, и его нежно лелеемая драма. Поэтому он так мало написал, а его лучшая книга оказалась про себя самого.
Каким писателем был Арнольд - неизвестно. Но то, что он впитывал в себя как губка чужие драмы и перерабатывал их в сюжеты, позволило ему писать много.
Про два главных вопроса. Мне не так интересно расписывать здесь свои ответы, потому что они ничего не доказывают, они такие, потому что я хочу, чтобы они были такими. Что мне интересно - это авторская версия, которая канон. Подойти и спросить "как было на самом деле", вот это было бы интересно.
А так.
Что касается первого. Сексуальная ориентация у Пирсона могла быть какой угодно. Чтобы любить Арнольда (и даже испытывать к нему латентное сексуальное желание), не надо быть гомосексуалистом. Есть сейчас какой-то новомодный термин для этого. Скажем, ты мужчина, которого всю жизнь возбуждали только женщины, а вот его ты хочешь трахнуть, потому что тебе просто плевать, что у него в штанах. Сейчас говорят, это даже не делает тебя бисексуалом. А люди искусства - это вовсе отдельная статья. Как сказал Гэри Олдмен - хорошая игра может вызвать сексуальное желание одного актера к другому, независимо от пола и ориентации. Могли книги Арнольда (и их безумно раздражающая популярность) вызвать в Пирсоне желание самого Арнольда? Вполне. Секс вообще частенько бывает... последствием безумных страстей, которые изначально к нему отношения не имели. Если вы не фрейдист. Если вы фрейдист, к сексу имеет отношение все. Есть, конечно, всякие ружья, которые указывают на латентную гомосексуальность, и которые не имеют к Арнольду отношения. Фрэнсис все их перечислил, одни слабее, другие сильнее, третьи откровенно надуманы, но все же. Я принимаю их во внимание, но не забываю, что банан может быть просто бананом или иметь третье объяснение. Его ориентация вообще неважна (хотя и занимательна). В Джулиан он был влюблен - и неважно, была ли она замещением объекта и какого (Арнольда или Рэйчел, или собственной матери, или принца Датского, или Шекспира, или Моцарта). Пирсон в любом случае так был зациклен на своих чувствах и на самом себе, что ее не видел, и ничего о ней не знал. Джулиан, конечно, написала правду, отметив, что ему не удалось описать ее любовь. И не могло - его интересовала лишь его любовь.
Что касается второго. Не думаю, что Пирсон врет в главном. Он не убивал. Он и не смог бы. Не та личность. Наоборот - это да.
Вопрос, который меня волнует куда больше и на который нет даже подсказок (или я их все прохлопала): кого любил Арнольд.
@настроение:
меня так прорвало на книги. я вдруг поняла, что года два читала для себя очень мало. и уже потратила три тысячи, о боже.
@темы:
Литература
кого любил Арнольд.
Себя?
Почему ты решила, что роман оставил меня равнодушной? "Мир не перевернула и мало подействовала в эмоциональном смысле" - это не равнодушие. Именно как роман он мне очень нравится. И в интеллектуальном плане он весьма сильно подействовал.
Пирсон тоже не оставил меня равнодушной. В основном, он мне неприятен. Люди до такой степени зацикленные на себе и в частности люди, которые между строк (а иногда и прямо) постоянно кричат "я - писатель!", нет, даже "я- Писатель!", или еще глубже "я - Никем Не Понятое Искусство", мне всегда неприятны. Я ничего не могу с этим поделать, это установка, направленная на самоуничижение и упивание этим самоуничижением, а не на развитие пресловутого Искусства. Она контрпродуктивна.
Но мне жаль его по-человечески. Если он действительно запутался в чувствах и в себе, это может произойти с любым, поэтому мне его жаль.
А Арнольда здесь нет. Личностью он может быть любой. Его образ в романе... короче, у меня сложилось впечатление, что здесь Фрэнсис прав (еще до того, как я прочла послесловие), это самый расплывчатый образ, Пирсон от него бежит, боится задумываться (вот про Джулиан ему неинтересно задумываться, а тут больше похоже на страх, но это ИМХО). По фактам. Есть громкие эпитеты, но они просто вопиюще субъективны, и, следовательно, ничего почти не говорят. Даже неизвестно, было ли у Арнольда что-то с Кристиан, или это ложь для Пирсона (по какой-либо причине), не зря он так волновался потом, чтобы письмо было уничтожено. Наконец, неизвестно, что за книги он писал. Вообще, как он писал. Все оставили что-то, от Пирсона роман, от остальных послесловия, от Арнольда ничего.
Себя он, безусловно, любил. Человек, который так много публикует, не может себя не любить. Дочь, я думаю, тоже. Главным образом, из послесловия Джулиан, думаю. Про Рэйчел, Кристиан и Пирсона - неизвестно.
Поэтому у меня к Арнольду нет чувств, благосклонных или нет, только вопросы. Много вопросов.
Пирсон, к слову, тоже себя очень любил.
Ну а ЧП - это парад репортеров, которые намеренно врут. То есть вовсе может быть что угодно. Тем более, про Арнольда, у которого даже слова нет.