"Лучше молчать и казаться глупым, чем открыть рот и развеять все сомнения" М.Твен
эссе 5Тяжелые жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.
Страх - это одна из самых естественных и самых человеческих эмоций. Возможно, страх - самая необходимая нам эмоция. На страхе построен инстинкт самосохранения, страх временами - единственное, что способно породить здравый смысл у отдельных индивидуумов, страх вместе с физической болью образует сигнальную систему, которая предупреждает мозг, что что-то не в порядке. Легкий страх приносит с собой эйфорию, и люди платят деньги для того, чтобы почувствовать себя в опасности без реального риска. Глубокий страх приносит с собой стресс, который при благополучном разрешении порождает всепоглощающее чувство облегчения, катарсис, который благотворно влияет на психику.
Я люблю страх. С самого детства я училась пробуждать его и контролировать, и гасить по собственному желанию. Страхом легче управлять, чем смущением, но сложнее, чем чувством стыда. Однако управлять собственным страхом целиком и полностью способен лишь социопат. С другой стороны, чтобы управлять массовым страхом, необязательно быть психически больным, достаточно знать, что делаешь и зачем.
Любая социальная система в той или иной степени построена на страхе как на связующим в одно целое людей звене. Орудием страха в государственных масштабах является обычно религия либо идеология.
Если мы посмотрим на Советскую общественную систему, мы увидим, что страх был ее фундаментом. Если мы посмотрим на американскую систему, то увидим, что страх лежит и в ее основе, но вектор страха направлен в другую сторону. Советский Союз как машина, работающая на энергии страха, не мог возникнуть на обломках системы образца Соединенных Штатов, где вектор страха с самого начала был направлен вовне. Это психология кучки людей, сбежавших из собственной системы в чужую, которую они перекраивают на свой лад. Психология, построенная на ощущении полной безопасности внутри созданной своими руками системы и на страхе перед тем, что вне ее. Тогда как в России еще со времен пресловутого татаро-монгольского ига вектор страха направлен на собственное условно говоря Государство. Поэтому страх в российском обществе в самых запущенных вариантах (возьмем в качестве таковых хотя бы тридцатые годы двадцатого века) превращает это общество в инфантильных испуганных баранов, которых собственное Государство может ломать и кромсать до потери пульса, но которое в случае опасности извне, вооружится до зубов и пойдет драться за это Государство с пламенным сердцем и до последнего зуба.
Когда читаешь дневники наших людей времен Великой Отечественной, становится жутко от мысли, которая пронизывает строки большинства из них - в войну люди почувствовали себя свободными. В войну люди стали носить оружие; в войну появился официальный Враг, которого можно и нужно было называть Врагом, и с упоением изничтожать, вкладывая в этот акт катарсиса годы страха; в войну впервые за долгие годы ты не врешь себе, когда говоришь - твое Государство на твоей стороне; в войну общественная система Советского Союза стала походить на американский образец: внутри безопасно, но окружают враги, и каждый ощущает себя защитником, стоя по границам системы, с дулом, направленным от. Но вот война заканчивается, эйфория от победы потихоньку спадает, и советская система плавно возвращается в свое естественное состояние.
Наша сегодняшняя российская общественная система отлична от ее предшественницы лишь косметически, фундаментальный страх направлен не на страны НАТО, и не на иранскую ядерную программу, и не на международный терроризм, вектор нашего страха направлен в центр нашей системы, так в России было всегда, и пока так в России будет, российское общество будет оставаться в большинстве своем инфантильным и да, безопасным. Разумеется, в сегодняшних российских реалиях существуют такие неприятные и в общем-то откровенно страшные процессы, как возрождение национализма, религиозной и политической монополии и закручивание других гаек, которые повышают градус насилия в обществе, но это лишь реакционные вспышки агрессии, и они вполне объяснимы.
Один плюс у общества инфантильных испуганных своей системой людей есть. Инфантилизм и фундаментальный страх просто не позволяют происходить тому, что у нас могут назвать повсеместным бессмысленным насилием.
Разумеется, насилие не бывает бессмысленным, но количество вооруженных конфликтов в Соединенных Штатах, которые у нас просто не стали бы разрешать таким образом, в глазах российского общества выглядят именно таковыми. В Штатах люди предпочитают носить оружие, и это естественно для их психологии. В Штатах люди не боятся своей системы, так как всегда боялись в России, в Штатах царит идеология индивидуализма, которая порождает идеологию личной ответственности, которая в свою очередь порождает идеологию личного обеспечения безопасности. Штаты были основаны людьми с оружием в руках, поэтому оружие в своих руках для данного народа - залог безопасности, а не угрозы. Поэтому в той же Европе, такой проблемы нет и никогда не будет.
Разумеется, количество оружия тоже играет свою роль. Чем больше стволов на единицу населения, тем выше шансы, что будет выпущена пуля. Но в той же Канаде психология масс абсолютно другая, поэтому и проблема того, что у нас можно назвать "бессмысленным насилием", не стоит там так остро. В Соединенных Штатах, где право на личное оружие - это для человека примерно то же, что право на труд, осознание, что твой пистолет является угрозой не только для агрессора, но и для тебя самого, - стирается. Именно такое восприятие, я думаю, и приводит временами к таким случаям, когда небрежно лежащий дома ствол может взять ребенок шести лет. Который еще не разделяет смерть от игрушечного пистолета и смерть от настоящего. Общая небрежность по отношению к оружию в доме и в магазинах понижает моральную планку и у более взрослых людей, у подростков, которые уже различают настоящую смерть, но еще не способны оценить жизнь.
Так что дело не в том, что в Штатах можно легко купить оружие как факт, есть достаточное количество развитых стран, где ружья продаются в магазинах, и дело не в том, что американская нация более агрессивна, дело, пожалуй, в слишком естественном отношении к оружию, которое сформировалось как часть американской цивилизации. В мире, где ты воспринимаешь пистолет как запасную третью руку, с которой ты ощущаешь себя в безопасности и которую ты готов вытащить в момент угрозы, - подобные случаи неизбежны.
Я не считаю американскую общественную систему больной или аморальной, она такая, какая есть. Наша в сущности ничем не лучше, просто у нас другого вида издержки. Не имея реального ощущения безопасности, которое несло бы с собой дуло за пазухой, наше общество склонно к скрытой агрессии: то есть, если американец звонит в полицию, чтобы сказать номера твоей машины, если ты уехал от него пьяным за рулем, он убежден, что делает это для того, чтобы спасти тебя же и тех, кого ты можешь сбить, но если наш человек доносит, то он доносит, чтобы испытать мстительное удовлетворение. Где-то на краю сознания в нашем обществе веками заложен страх, что активную агрессию заметит Государство - и сотрет тебя в порошок. Другое дело - пассивная агрессия, которая очень развита в российском обществе. Степень коррупции и бюрократии в нашей системе - отличный показатель стремления к пассивной агрессии и максимальной закрытости (если не сказать запутывания следов) своей деятельности от всех и вся. Вот реальные результаты направленного вовнутрь вектора страха.
Какая система хуже, вернее, издержки какой из двух систем более неприемлемы, решает каждый для себя сам. С моей точки зрения ни одна из них не является приемлемой для благополучного существования, возможно, таковой является европейская система, которая стоит где-то посередине, но я не хочу играть в утописта. Я люблю страх, я люблю изучать страх и манипулировать им, страх - это все же самое естественное чувство, которое есть у человечества, вектор общественного страха формирует это общество и его законы, страх может нести как отрицательные, так и положительные последствия. Но в каком обществе бы ты ни жил, какие бы люди тебя ни окружали, какие бы традиции ни были бы приняты, ты всегда можешь направить вектор своего личного страха сам, не на сто процентов, если ты не социопат, но все же. Это возможно, если захотеть и приложить усилия.
Страх - это одна из самых естественных и самых человеческих эмоций. Возможно, страх - самая необходимая нам эмоция. На страхе построен инстинкт самосохранения, страх временами - единственное, что способно породить здравый смысл у отдельных индивидуумов, страх вместе с физической болью образует сигнальную систему, которая предупреждает мозг, что что-то не в порядке. Легкий страх приносит с собой эйфорию, и люди платят деньги для того, чтобы почувствовать себя в опасности без реального риска. Глубокий страх приносит с собой стресс, который при благополучном разрешении порождает всепоглощающее чувство облегчения, катарсис, который благотворно влияет на психику.
Я люблю страх. С самого детства я училась пробуждать его и контролировать, и гасить по собственному желанию. Страхом легче управлять, чем смущением, но сложнее, чем чувством стыда. Однако управлять собственным страхом целиком и полностью способен лишь социопат. С другой стороны, чтобы управлять массовым страхом, необязательно быть психически больным, достаточно знать, что делаешь и зачем.
Любая социальная система в той или иной степени построена на страхе как на связующим в одно целое людей звене. Орудием страха в государственных масштабах является обычно религия либо идеология.
Если мы посмотрим на Советскую общественную систему, мы увидим, что страх был ее фундаментом. Если мы посмотрим на американскую систему, то увидим, что страх лежит и в ее основе, но вектор страха направлен в другую сторону. Советский Союз как машина, работающая на энергии страха, не мог возникнуть на обломках системы образца Соединенных Штатов, где вектор страха с самого начала был направлен вовне. Это психология кучки людей, сбежавших из собственной системы в чужую, которую они перекраивают на свой лад. Психология, построенная на ощущении полной безопасности внутри созданной своими руками системы и на страхе перед тем, что вне ее. Тогда как в России еще со времен пресловутого татаро-монгольского ига вектор страха направлен на собственное условно говоря Государство. Поэтому страх в российском обществе в самых запущенных вариантах (возьмем в качестве таковых хотя бы тридцатые годы двадцатого века) превращает это общество в инфантильных испуганных баранов, которых собственное Государство может ломать и кромсать до потери пульса, но которое в случае опасности извне, вооружится до зубов и пойдет драться за это Государство с пламенным сердцем и до последнего зуба.
Когда читаешь дневники наших людей времен Великой Отечественной, становится жутко от мысли, которая пронизывает строки большинства из них - в войну люди почувствовали себя свободными. В войну люди стали носить оружие; в войну появился официальный Враг, которого можно и нужно было называть Врагом, и с упоением изничтожать, вкладывая в этот акт катарсиса годы страха; в войну впервые за долгие годы ты не врешь себе, когда говоришь - твое Государство на твоей стороне; в войну общественная система Советского Союза стала походить на американский образец: внутри безопасно, но окружают враги, и каждый ощущает себя защитником, стоя по границам системы, с дулом, направленным от. Но вот война заканчивается, эйфория от победы потихоньку спадает, и советская система плавно возвращается в свое естественное состояние.
Наша сегодняшняя российская общественная система отлична от ее предшественницы лишь косметически, фундаментальный страх направлен не на страны НАТО, и не на иранскую ядерную программу, и не на международный терроризм, вектор нашего страха направлен в центр нашей системы, так в России было всегда, и пока так в России будет, российское общество будет оставаться в большинстве своем инфантильным и да, безопасным. Разумеется, в сегодняшних российских реалиях существуют такие неприятные и в общем-то откровенно страшные процессы, как возрождение национализма, религиозной и политической монополии и закручивание других гаек, которые повышают градус насилия в обществе, но это лишь реакционные вспышки агрессии, и они вполне объяснимы.
Один плюс у общества инфантильных испуганных своей системой людей есть. Инфантилизм и фундаментальный страх просто не позволяют происходить тому, что у нас могут назвать повсеместным бессмысленным насилием.
Разумеется, насилие не бывает бессмысленным, но количество вооруженных конфликтов в Соединенных Штатах, которые у нас просто не стали бы разрешать таким образом, в глазах российского общества выглядят именно таковыми. В Штатах люди предпочитают носить оружие, и это естественно для их психологии. В Штатах люди не боятся своей системы, так как всегда боялись в России, в Штатах царит идеология индивидуализма, которая порождает идеологию личной ответственности, которая в свою очередь порождает идеологию личного обеспечения безопасности. Штаты были основаны людьми с оружием в руках, поэтому оружие в своих руках для данного народа - залог безопасности, а не угрозы. Поэтому в той же Европе, такой проблемы нет и никогда не будет.
Разумеется, количество оружия тоже играет свою роль. Чем больше стволов на единицу населения, тем выше шансы, что будет выпущена пуля. Но в той же Канаде психология масс абсолютно другая, поэтому и проблема того, что у нас можно назвать "бессмысленным насилием", не стоит там так остро. В Соединенных Штатах, где право на личное оружие - это для человека примерно то же, что право на труд, осознание, что твой пистолет является угрозой не только для агрессора, но и для тебя самого, - стирается. Именно такое восприятие, я думаю, и приводит временами к таким случаям, когда небрежно лежащий дома ствол может взять ребенок шести лет. Который еще не разделяет смерть от игрушечного пистолета и смерть от настоящего. Общая небрежность по отношению к оружию в доме и в магазинах понижает моральную планку и у более взрослых людей, у подростков, которые уже различают настоящую смерть, но еще не способны оценить жизнь.
Так что дело не в том, что в Штатах можно легко купить оружие как факт, есть достаточное количество развитых стран, где ружья продаются в магазинах, и дело не в том, что американская нация более агрессивна, дело, пожалуй, в слишком естественном отношении к оружию, которое сформировалось как часть американской цивилизации. В мире, где ты воспринимаешь пистолет как запасную третью руку, с которой ты ощущаешь себя в безопасности и которую ты готов вытащить в момент угрозы, - подобные случаи неизбежны.
Я не считаю американскую общественную систему больной или аморальной, она такая, какая есть. Наша в сущности ничем не лучше, просто у нас другого вида издержки. Не имея реального ощущения безопасности, которое несло бы с собой дуло за пазухой, наше общество склонно к скрытой агрессии: то есть, если американец звонит в полицию, чтобы сказать номера твоей машины, если ты уехал от него пьяным за рулем, он убежден, что делает это для того, чтобы спасти тебя же и тех, кого ты можешь сбить, но если наш человек доносит, то он доносит, чтобы испытать мстительное удовлетворение. Где-то на краю сознания в нашем обществе веками заложен страх, что активную агрессию заметит Государство - и сотрет тебя в порошок. Другое дело - пассивная агрессия, которая очень развита в российском обществе. Степень коррупции и бюрократии в нашей системе - отличный показатель стремления к пассивной агрессии и максимальной закрытости (если не сказать запутывания следов) своей деятельности от всех и вся. Вот реальные результаты направленного вовнутрь вектора страха.
Какая система хуже, вернее, издержки какой из двух систем более неприемлемы, решает каждый для себя сам. С моей точки зрения ни одна из них не является приемлемой для благополучного существования, возможно, таковой является европейская система, которая стоит где-то посередине, но я не хочу играть в утописта. Я люблю страх, я люблю изучать страх и манипулировать им, страх - это все же самое естественное чувство, которое есть у человечества, вектор общественного страха формирует это общество и его законы, страх может нести как отрицательные, так и положительные последствия. Но в каком обществе бы ты ни жил, какие бы люди тебя ни окружали, какие бы традиции ни были бы приняты, ты всегда можешь направить вектор своего личного страха сам, не на сто процентов, если ты не социопат, но все же. Это возможно, если захотеть и приложить усилия.
@настроение: до чего же нервируют расставленные уж две недели как елки на улицах
@темы: Монтень в гробу перевернулся
В следующий раз, она сказала, будем писать по "Вавилону", который с Брэдом Питтом.