Я прочитала книжку. И даже не про ядерное оружие.
Сама от себя в шоке. Хотя на самом деле, ничего удивительного, я вечно начинаю зарываться во что-нибудь левое, когда поджимают сроки (это у меня такая форма протеста интересная, которая делает хуже только мне самой).
Прочитала я
Geisha, a Life Минеко Ивасаки. Это настоящие воспоминания знаменитой гейши двадцатого века.
Очень многое меня там потрясло. Вторая половина двадцатого века вроде бы, а не Средние века, но насколько же японский менталитет отличен от западного. Там не все плохо, там просто... странно. Например, отец наказывал своих детей битьем бамбуком по голове. По голове! Я не буду тут вдаваться в квазифилософствования на тему физических наказаний вообще, но не зря же детей издревле били по заднице. Потому что заднице в общем и целом ничего не будет, а вот голова. Это же песец, если и есть место на теле, куда бить ни в коем случае нельзя (тем более трехлетнего ребенка), то это голова.
А там это норма. В том смысле, что это не какой-нибудь там отец, который abuse своих детей (коих двенадцать штук), а нормальный и добрый.
Девочек в этой семье стали продавать в дома гейш сразу же. И это нормально. Потому что это реальный шанс стать для женщины независимой. Та же Минеко (но она была самой знаменитой) ворочала в результате миллионами.
про гейш, сумбурноОбычно девочек продают типа на обучение, а дальше они работают по контракту, не меняя фамилии. А Минеко продали как атотори, то есть наследницу семьи Ивасаки, которая владела одним из самых лучших домов гейш, и там все серьезно, со сменой фамилии и т.д.
Первый раз выбирать между родителями и карьерой ее заставили в пять лет. В суд ее потащили в восемь. Представляете, чтобы в западном обществе кто-то повесил на ребенка ответственность выбора между родителями и карьерой в зале суда. Да у нас считается, что в восемь лет ребенок не способен на такой выбор. У нас в принципе такого выбора стоять не может.
Ну, она выбрала танцы.
Примечательно, что сама Минеко - страшная интровертка, а гейши созданы как бы для того, чтобы развлекать людей, чтобы людям было хорошо в их обществе. И первые лет семь у нее в принципе не было выходных дней вообще. Всегда на людях, всегда улыбаться, а люди эти абсолютно разные, от тамошних бизнесменов с самурайскими замашками до королевы Елизаветы, и по каждому нужно собрать и изучить досье, по его предпочтениям, стране и т.д.. Спала она по два-три часа в сутки.
Про многочисленные условности в нарядах, танцах и инициации (там сначала обучение, потом ты становишься майко, потом гейко, и все это сопровождается наполненными дикими условностями ритуалами, а когда у тебя первая менструация, к тебе целая толпа идет это праздновать и заваливает подарками), короче, про все это я не буду распинаться, оно как бы было ожидаемо.
Но некоторые вещи меня убили.
Минеко с самого начала была атотори, то есть самой важной персоной в доме после хозяйки. Ей было пять лет, но все должны были вести себя с ней почтительно, отдавать лучшую еду, потакать капризам и тому подобное. В то же время, первое чему учат именно атотори - служанки этого не делают - чистить за всеми по утрам туалеты. Да, это обязанности наследницы.
Минеко нравилось чистить туалеты, потому что она была одна в это время.
Второе, что меня поразило - это ее полная неосведомленность о жизни в принципе.
Понятно, что вся ее жизнь была забита обучением, кошмарными условностями в танцах и инициациях, но доходило просто до смешного.
В восемнадцать лет она думала, что от поцелуя можно забеременеть. Да, она была девственницей и первый раз поцеловалась в восемнадцать, будучи уже самой успешной гейшей Японии. Она жила, мля, в женской общине, и никто с ней об этом не разговаривал.
Тогда же, в восемнадцать, она решила попробовать жить одна в квартире. Так вот она НЕ ЗНАЛА, ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ. Она никогда ими не пользовалась. Она не знала, что пылесос надо включать в розетку, а плита горит на газу, а рис надо варить.
Это же просто кошмар, это семидесятые годы двадцатого века.
И тому подобные шокирующие детали.
Читать очень интересно и познавательно, на самом деле, я поняла, что нифига не знала про то, что такое гейша.***
Только Твин Пикс меня и спасает.
Я знаю, это не очень нормально. Твин Пикс - мрачное психоделическое порождение больной фантазии Дэвида Линча, и не должен вселять оптимизм.
В меня вселяет. Мне приятно на него отвлекаться. Я не фанатствую по нему, как по "Доктору", он мне просто и ненавязчиво нравится, и это замечательно.
Bonus!VideoА Кайл - чудесен. Я впервые вижу, чтобы актер делал пародию на своего культового героя, да еще так удачно. Агент Дейл Купер как он есть.