Вообще, пишу для себя, потому что "оно лезет", а вовсе не потому что на данную тему не высказался только ленивый.
Искренне надеюсь, что последний раз, когда я про это пишу.
на свой страх и рискВсе-таки прочитав туеву кучу статей и дискуссий, я пришла к выводу, что гендерная причина того, почему дамы пишут слэш, сильно надумана. Это так красиво и модно, говорить, что мол, слэш – это
Хе-хе, но если вставить в роман героиню-умницу, то у подавляющего большинства дам-слэшеров она вызовет резко негативную реакцию, ибо Мэри-Сью. Однако, чтобы у тех же самых дам Мэри-Сью мужского пола вызвала такую же реакцию, это надо постараться.
Почему? Лично для меня это очевидно, если речь идет о чисто гетеросексуальных слэшерках: женщины их раздражают. Мне трудно сиё постичь, если честно, но это факт. То она слишком глупая, то она слишком умная, то она цветуёчек, то стерва, то слишком красива, то «да как на такую уродину вообще посмотреть можно», - и за всем этим, вестимо, стоит крупными буквами «Я ЖЕ ЛУЧШЕ».
Очень грустно, на самом деле.
Вот и получается, что слэш - это никакое не восстание. Это уничтожение раздражающего фактора, то бишь дуры-героини, и замена ее на мальчика/бледного вьюношу/в редких случаях мужчину.
А во всем остальном, шаблоны типичного любовного романа в 90% случаев сохраняются.
Это была первая причина, во многом характерная для подавляющего большинства гетеросексуальных слэшеров женского пола.
Но она, конечно, не одна.
Вторая – равенство, да. Которое в постели, хотя бы условно. И пусть в 85% слэша герои никогда не меняются сексуальными ролями, и укешный мальчик ни разу за весь текст не использует свой нефритовый жезл по назначению, главное, что жезл у него имеется, а, значит, равны, ага. Честно говоря, этот пункт получается еще грустнее предыдущего. Потому что, следуя этому пункту, опять-опять вспоминается мне незабвенный дядюшка Зигмунд со своей бессмертной теорией на тему комплекса у женщин из-за отсутствия известной палочки.
Тут, конечно, хочется встать в позу и громко вопить, что, мол, ничего подобного - и вообще женщины в отличие от примитивных мужиков не понаслышке знают, что такое дооолгий множественный оргазм, а про себя тихо думаешь, что вот массаж «волшебной точки в том самом месте» никогда на себе не опробуешь, не говоря уже про нефритовый жезл.
Конечно. Физиология разная, и всё опробовать на себе могут лишь гермафродиты.
Но тут есть две фигни.
Фигня первая: В чем-то дядюшка таки прав. Не так все категорично, как он там у себя писал, во всяком случае, мне хочется так думать, но в чем-то он прав.
Фигня вторая: Мужская физиология никогда не была таким табу, как женская. И даже, если сейчас они обе не табу, то на уровне психологии и еще воспитания, это все осталось. Я как-то читала на случайном дневнике, как одна дама-слэшер признавалась, что слово «член» - оно хорошее и совсем даже не стыдное, с другой стороны слово «клитор» вызывает в ней страх, стыд и почти омерзение. И многие в комментариях с ней соглашались, да.
На этой жизнеутверждающей ноте можно плааавно перейти и к третьей причине.
Итак, третья причина – женщинам нравится эта игра в переодевание в мужской пол.
Тут речь идет, конечно, о самоидентификации с одним из героев или даже с обоими сразу, зависит от индивидуальных предпочтений.
Угу.
Нет, я, конечно, много-много своими глазами видела почти что гневных заверений иных дам, что слэш, и главное, НЦа – это все для эстетики, сугубо для эстетики, а вовсе не для того, о чем все подумали. Ага, и никаких самоидентификаций да не-дай-боже возбуждения, никогда они не испытывают. Не знаю, может, кто и читает высокоинтеллектуальную порнушку, простите, слэшный роман, сугубо ради эстетики. Но так как большинство все-таки честно признается, что ему, большинству, нужны высокие чуйвства и секс в качестве кульминации, будем исходить из этого.
О чем это я, кстати? Ах, да. О переодевании.
Когда читаешь обычный гетный любовный роман с высокими чуйвствами, помимо избитого страха патриархальности и излишней сопливости, о которых все так любят говорить, идет еще такая фигня, которую я даже не знаю, как и назвать. Сама-то я такого не испытывала, но много об этом читала, и чисто теоретически могу себе представить. Вот вы - гетеросексуальная дама средних лет, живущая в браке, относительно счастливом, но наполненным бытовыми подробностями, от которых так хочется удрать хоть куда-нибудь, что вы берете тоненькую книжечку с пафосной картинкой Мачо и Прекрасной Дамы на обложке, - и, собственно, удираете.
А потом приходит ОН. Когнитивный диссонанс.
Вы с отвращением понимаете, что вот этого, того, что написано в тоненькой книжечке с пафосной обложкой, никогда у вас не случится. И героиня там слишком красивая, и мачо там слишком нереальный (вы-то со своим удачным опытом замужества точно знаете, что все мужики козлы, а бабы стервы), и двадцать лет вам снова никогда не будет, и вообще – где ихние Багамы, а где ваш родной Мухосранск?!
Ну а слэш - что? Слэш – игра априори, нереальность, столь далекая от вашей настоящей жизни и даже от вашей физиологии, и ежели главного мальчика там насильничают тридцать бравых орков, а мальчик на тринадцатом начинает пищать от удовольствия, ну так и что. Где тот мальчик, а где вы. Можно и помечтать.
Вот и получается, что слэш – это такая разновидность ролевых сексуальных игр, только в одного. Ну, в двоих: Вы и Текст.
Note: Еще я где-то, не помню точно где, вычитала, что данная игра в переодевание помогает женщинам сбежать от себя, от своего пола и своей физиологии. И здесь мы опять-таки возвращаемся к дядюшке, как ни прискорбно.
Хотя я признаю, что это уточнение не ко всем слэшерам подходит, и уж, конечно, не все хотят в этом признаваться.
Четвертая причина для многих стоит на первом месте. Для меня лично на одном из первых мест (рядом с равенством в постели).
Эмоциональная близость, полная психическая совместимость, понимание с полувзгляда, короче, все то, что дамы ждут от любви, пока «примитивные мужики» ждут от дам секса. Такой тип отношений на самом деле, за оооочень редким исключением, возможен лишь при однополой связи, причем вовсе не обязательно сексуальной. Такое возможно между двумя очень близкими гетеросексуальными подругами, например. И среди мужчин гетеросексуалов такое тоже встречается, не зря существует термин bromance.
Но вот в гетном любовном романе вы вряд ли такое найдете. А если найдете, то оно будет не очень правдоподобным. Взять тех же Ретта и Скарлетт – уж на что они похожие натуры и были бы счастливы вместе, но банальное непонимание, типичное для разных полов, все испортило.
А дамам хочется взаимопонимания, причем полного. Такого, какое было между Фитцем и Шутом у Робин Хобб, только рейтингового.
Во-от, а писать/читать про секс с лучшей подругой гетеросексуальной женщине скучно и неприятно, ей мужчины интересны. И приходит слэш на помощь, совсем как те бурундуки.
Пятая причина – психологическое равенство. Это самая сложная причина для меня, потому что в подавляющем большинстве слэшных произведений, она таки побудила это слэшное произведение написать, но в собственно тексте этого психологического равенства нет.
Психологическое равенство легче всего заметить между врагами канона, к тому же там присутствует и психологическое напряжение, которое слэшеры с радостью трансформируют в сексуальное. Но в фанфиках, если напряжение обычно сохраняется, то с равенством чаще всего капитальные проблемы. И здесь речь не о постели, а о том, что вне ее. Взять снарри, как банальнейший пример, благо пейринг мегапопулярный. Количество фиков, где из Поттера делают истеричку, страдающую чувством вины перед прекрасным во всех отношениях Снейпом, подавляюще. Ни о каком равенстве и речи не идет: когда Снейп язвит, Поттер краснеет и на знает как реагировать, стоит Поттеру вякнуть что-нибудь более-менее саркастическое, Снейп его затыкает на последующие три с половиной главы и т.д.
Исключения, конечно, имеются. Но на то они и исключения.
P.S. Ну и конечно, в надцатый раз замечу, что психологическое равенство прекрасно можно описать и в гетных отношениях. Взять хоть Лиззи/мистер Дарси, Джейн Эйр/мистер Рочестер или там Андрюша Жданов/Катенька Пушкарева (правильно, чего далеко ходить), Хаус/Кадди, ну и если уж пошла такая пьянка, то доктор Лектер/агент Старлинг, бугога.
Шестая причина, тоже очень популярная, - называется: Против Природы. О, да. Это и правда интересно. Когда в произведении или в фильме появляются два разнополых героя, которые грызутся или работают в паре (привет Икс-Файлзам, вот, кстати, еще пример разнополого психологического равенства), то первое о чем невольно думаю лично я: «ну тут все понятно, как две копейки, они трахаццо хотят, ибо природа мать, она такая, не отлынешь». Что-то мне подсказывает, что не только я так думаю, и такие мысли делают гетную линию предсказуемой, почти обязательной, ога.
Скучной.
В слэше, если приглядеться, тоже все так же скучно, ибо шаблоны почти одни и те же. Я сейчас не в социальном смысле, а в любоффном. Но все-таки это самое первое ощущение про то, что «может быть, а может и не быть, потому что вообще-то вроде как неправильно», оно сохраняется, да.
Послесловие:
1. Все вышеперечисленные причины есть ИМХО по умолчанию и, скорее всего, я что-то упустила, и конечно, есть из них исключения.
2. Если для кого-то подходит одна из данных причин, сиё не означает, что должны подходить остальные.
3. Я на самом деле не вижу в слэше проявление феминизма и эмансипации. Скорее уж – Интернета.
4. Все вышеперечисленные причины верны для сугубо гетеросексуальных слэшеров женского пола и некоторые из них – для бисексуальных.
Я знаю, что слэш пишут/читают лесбиянки и мужчины различных ориентаций, но их значительно меньше и у них у всех свои причины, не те, что сверху.