Однажды, совершенно случайно, я посмотрела фильм Whiplash. И был он до такой степени чудовищно прекрасен, что я думала о нем еще три месяца не переставая. Работа молодого режиссера Дэмиьена Шазела, очень "слегка" сделанный на основе его личного опыта джазовым барабанщиком. Это маленькая и личная история про больные, больные отношения учителя и ученика и про достижение величия в результате этих больных отношений. В 2014 году, как оказалось, фильм этот прогремел до такой степени, что дошел до, матерь божья, Оскара, но проиграл Бердмену. Бердмена я тоже видела, между прочим, в кино, а не сильно потом, как Whiplash, и Бердмен мне понравился. С кинемотагрофической точки зрения он идеален - ощущение, что его сняли единым кадром, и эта тема пытающегося уйти в серьезный театр после постыдного супергеройского прошлого актера, и тот факт, что этого актера играет Майкл Китон, вы понимаете. Бердмен был обречен выиграть.
Но Whiplash просто лучше! Ближе, чудовищнее, прекраснее, страшнее. Лучше.
Так бывает, когда ты создаешь истории, в которых много личного. Взять хотя бы Гарри Поттера. Серьезно, можно много что сказать про книги, и про то, что столько много фанфиков - это потому что столько много сюжетных дыр, и прочее, и прочее. Но когда сквозь строчки прописана смерть твоей матери, это чувствуется. Или - давайте посмотрим из нового - Логан. Фильм, прямо скажем, не блещущий сильным сюжетом, но до такой степени личный и честный, что да, считайте меня наивной фиалкой, но думаю, у него есть все шансы добраться до номинаций на Оскара, невзирая на то, что начало марта и кино по комиксам. Вперед, Логан!
Я хочу сказать: аудитория это ощущает.
Вот, а потом я посмотрела Ла Ла Ленд.
В отличие от большинства населения планеты, для которых Ла Ла Ленд был сюрпризом, я очень ждала его. Ждала его еще с тех времен, когда главные роли должны были исполнять Эмма Уотсон и Майлс Теллер. Кстати, Майлс Теллер тоже должен был быть номинирован за Whiplash! Серьезно, его работа не уступает Джей Кей Симмонсу, и поразительно, как люди этого не видят. Потому что, бля, Дэмьен Шазеел. И когда Пэри Немирофф (которая была на очень раннем предпросмотре) впервые сказала на Collider, что можете не сомневаться, кто будет фаворитом на Оскаре, я, по-моему, выдала "иии". Кто меня знает - это очень на меня не похоже. Какое счастье, что я была в комнате одна.
Но вот я сижу в кино и смотрю Ла Ла Ленд.
Тут надо сделать отступление о том, что я внезапно люблю мюзиклы. Чувство это пришло ко мне поздновато. Я не понимала мюзиклы вообще. Мулен Руж я презираю (даже не спрашивайте). Иисус Христос Суперзвезда имеет один обалденный сингл, но в целом, он довольно скучен (простите меня, фанаты). Repo! The Genetic Opera милая, но тоже скучная (тут меня фанаты не простят, и я осознаю это). Про Призрака Оперы даже не начинайте. Всякий раз, когда его фанаты презрительно фыркают на нездоровые отношения Беллы и Эдварда, я выразительно на них кошусь. Первым мюзиклом, который мне понравился - когда я думала, что этот жанр окончательно потерян - был Роки Хоррор. Но Роки Хоррор, прямо скажем, нетипичен. Вторым мюзиклом, который мне понравился, был Wicked, но потом я прочитала книгу, и - да ладно! - книга оказалась лучше. Третьим мюзиклом, который мне понравился, был Les Misérables, но потом опять-таки, я прочитала книгу, и угадайте что? Это преступление против сюжета - пытаться впихнуть эту потрясающую в своих объемах и сюжетах историю в один мюзикл. Дайте мне минисериал, черт возьми!
Кхм. Четвертым мюзиклом, который мне понравился, был Бал Вампиров. На него я ходила в театр (тогда его давали только в Питере), и с гордостью сообщаю, что это тот случай, когда наши действительно сделали лучше. Вернитесь в Питер, предатели!
Еще есть три части A Very Potter Musical, естественно. *шепотом* они гениальны, посмотрите их.
Ну, и наверное, стоит считать мюзиклом мой любимый фильм всех времен и народов - Обыкновенное Чудо. Чего уж там.
Возвращаясь ко мне, сидящей в кино на третьем ряду с банкой Esse, смотрящей Ла Ла Ленд.
Первые тридцать минут я пыталась себя уговорить, что мне не скучно. На сороковой минуте я почти уснула. Люди - и я не шучу - выходили из зала, потому что явно ожидали не то, что происходило у них перед глазами. Я, видимо, обладаю той мерзкой разновидностью эмпатии, которая превращает в пытку подобный опыт: я реагирую так, словно это с моего фильма люди уходят, неважно, нравится мне самой фильм или нет.
А затем был финал - и был он потрясающий. Не такой как Whiplash, но это был несомненно Дэмьен Щазел. Только этот человек способен сделать заведомо провальный финал таким великолепным.
Когда я вышла из кино, я не знала, что думать. Тема мне близка, посыл мне близок, сингл Audition очевидно пойдет ко мне в плеер, но... не то. И не так. Не Whiplash.
Прошло почти два месяца.
Я посмотрела Ла Ла Ленд снова. И знаете, это не Whiplash. И понятно, почему выиграл Лунный Свет. И в этот раз я согласна - Лунный Свет должен был выиграть. А еще я думаю, что это хорошо для Дэмьена Шазела - если хоть что-то из того, что он показал в Whiplash, для него правда, то мы еще увидим шедевр от Дэиьена Шазела из-за того, что произошло на Оскаре 2017.
Но посмотрев Ла Ла Ленд снова, я поняла , что наслаждаюсь почти каждым мгновением. Я не понимаю, по какой причине находила его скучным первый раз. Это самое жизнеутверждающее кино, которое я видела за последние несколько лет. Это кино про людей, которые не просто влюбляются друг в друга, а затем расходятся, потому что работа, это кино про людей, которые делают друг друга лучше. Которые вдохновляют друг друга до такой степени, что исполняют свои мечты.
В некотором роде, неважно - расстанутся они или будут вместе, важно то, что они создали друг друга. И это будет с ними навсегда.