Сентябрьский "Сноб" весь пронизан предапокалиптическим настроением, Усков вон пишет об уходящем "прекрасном времени". Читать это довольно любопытно и, честно говоря, страшновато, но "прекрасное время", которое безвозвратно уходит?..
Как можно сравнивать предреволюционную Россию двадцатого века, когда действительно все равно что Атлантида доживала последние дни, - и Россию нулевых? Кто и во что поверил в России нулевых, чтобы сейчас смертельно разочароваться?.. Нет, упоротые либералы, конечно, были, так упоротых либералов и сейчас не сломить, наша интеллигенция, действительно обожающая играть роль жертвы, сейчас как раз начинает расцветать (ждем всплеска очередной великой русской литературы и музыки, которая как известно, великая только тогда, когда полуподпольная). Но я вот училась в нулевых. И более аполитичного общества, чем в нашем универе на вроде как политическом факультете, трудно представить. Мои однокурсники даже не могли толком объяснить, зачем им это образование. Высшее образование тогда получали все, кто мог до него дотянуться. И чем престижнее специальность, тем круче. По-моему, очень мало кто из гуманитариев (особенно девушек) обманывался, будто будет работать по специальности, учиться шли, чтобы чувствовать себя человеком, а не торговкой на рынке.
Я и про себя могу сказать то же самое.
И нулевые - это уже, конечно, было лучше, чем лихие девяностые, и бизнес вроде стал оживать после кризиса, но в целом большинство на каком-то подсознательном уровне понимало, что переживает короткий период построенного на нефте-газовой игле вялотекущего прогресса между анархией и закручиванием гаек.
Прекрасное время?..
Да ладно.
Сейчас вот время отнюдь не прекрасное и боюсь, что будет только хуже, но хотя бы не скучное. Хотя бы у людей есть идеалы, пусть большинство из них мне и противны. И пусть большинство людей идеализм превращает в узколобых баранов, но во-первых, не всех, а во-вторых, уж лучше баран, чем амеба.
Ну, а если у нас страна ходит по одному и тому же кругу из раза в раз, так может, это просто... вот в том же сентябрьском "Снобе" мне очень понравилось, как Фредерик Бегбедер в интервью сказал: "...Потом, как известно, пришел Наполеон, но после разгрома его армии французы как-то умудрились не сажать себе на шею тиранов. И если честно, я решительно не понимаю, что мешает русским последовать нашему примеру".
Да то же, что и всегда, мсье. Особый Путь и Великая Историческая Миссия. Которые сами по себе, между прочим, не сидят в головах. Только когда головы очень этим наслаждаются.