Добралась загребущими своими лапками до мемуаров, на которых давно неприлично покушалась (вторая моя мечта куда более несбыточна, это дневник Хита Леджера от имени Джокера, который он вел, чтобы войти в роль, и вошел), а именно до Анны Вырубовой.
Что сказать. Интересно. Очень.
Читая на работе, оказалась в положении, когда пришлось объяснить человеку от мемуаристики, дневников и истории далеком, "зачем я это делаю". Объяснить оказалось неожиданно трудно. Это либо доставляет, либо нет. Меня прет очень.
Но это же не объяснение.
Ликбез про связь времен и прочяя лирика звучит же слишком пафосно, и все равно кинк есть кинк, как ты его ни назови.
Итак, главный вопрос, который мучает кинкующее человечество в связи с Вырубовой: была она восторженной фанаткой императрицы, от политики дальше, чем трактор дяди Васи от Луны, или - по версии товарища Радзинского - серым кардиналом, переводившим помимо прочего язык Распутина на государственный.
Подтверждения серому кардинальству я в мемуарах не нашла, но это не исключено. Возможно, ей было достаточно обладать властью над Аликс, а возможно, и недостаточно. Трезвые политические суждения у нее вылезают несмотря на самоцензуру и старательно вырисовываемый аполитичный образ себя - и, кстати, Распутина - что, в общем, довольно забавно.
Дурой она не была, это точно. Тем более, наивной.
многабукв