Далее будет любимый бред на любимую тему, пока я не
Хокинг приходит к выводу, что Вселенная, скорее всего - замкнутая система без начала и конца, но с конечной протяженностью. Ну вот, сейчас она расширяется, мне вообще его описание подозрительно напомнило легкие. Разумная жизнь появляется только в процессе расширения, но дело не в этом, а в черных дырах и стрелах времени, их три. Стрел, а не дыр, дыр много (это сколлапсирующие гравитационно звезды, которые были больше какой-то там критической массы и потому не превратились после смерти в белого карлика, видите, как много умных слов теперь я знаю).
Термодинамическая стрела времени - направление времени, в котором возрастает энтропия.
Психологическая стрела времени - направление, в котором мы ощущаем время: помним прошлое, а не будущее.
Космологическая стрела времени - направление, в котором Вселенная расширяется, а не сжимается.
Все они направлены в одну сторону. Там еще много задумчивого на тему того, почему все скатывается от порядка к хаосу, а не наоборот, и что в черной дыре-то как раз можно было бы помнить будущее и не знать прошлого и видеть, как разбитая чашка собирается из осколков, только ты не успеешь, потому что гравитационная разница разорвет тебя на части - в прямом смысле.
Ну, первое, о чем я подумала - это о том, что сердце ТАРДИС - это черная дыра. Понятно по крайней мере, как эта фигня тогда может работать, оживлять навсегда Джека Харкнесса, и как из нее можно делать парадокс-машину, лол.
Хокинг говорит, что путешествия во времени "хороши для фантастов", не невозможны, иначе люди из будущего давно поубивали бы своих дедушек. Я убеждена, что путешествия во времени - неизбежны. Однажды человечество научится использовать черные дыры в качестве энергетического источника (по Хокингу - колоссального), а там и до строительства
Поэтому моя любимая идея о том, что чувак из будущего не просто неспособен помешать убить Джона Леннона, но и может случайно явиться причиной убийства Джона Леннона - становится песец какой обоснованной, ура.
ДиКаприо был прав насчет идей. Идея - это самое страшное оружие человечества за всю его историю. У Гитлера была идея, которая возникла на базе идей, придуманных до него, и он использовал идеи языческих ритуалов, чтобы придать своей идее привлекательную форму, а теперь наши неудовлетворенные граждане используют идеи Гитлера и называют себя "чисто русскими", хотя какой только крови, прости хоспади, не течет по их венам, и так до бесконечности...
Это я в поезде наслушалась. В смысле, когда я говорю, что Стивен Хокинг спас мне остатки нервной системы, я не преувеличиваю.
Поезд был полон студентов, которые считают - возвращаясь в провинцию из СПбГУ - себя неипически крутыми. Один из мальчиков-будущих-юристов демонстративно открыл огромную томину учебника по праву и стал демонстративно читать перед девушкой с верхней полки, которая ехала из Института художеств. Жалкое зрелище, которое становится страшным, когда эти товарищи открывают рты и к ним со стопкой водки подсаживаются дяденьки средних лет, возвращающиеся от петербургских родственников.
Вот здесь ты и узнаешь, что русский народ не меняется так же, как не меняется русский пейзаж за окном. Я хочу сказать, что если бы из леса средь покосившихся избушек вышел бы бородатый чувак в лаптях с нагруженной дровами клячей под уздцы, я бы не удивилась.
Что касается русского народа в определенном вагоне определенного поезда, то началось все с похвальбы молодежи о том, как они "с друзьями" зажигали на Манежной, перешло в вечную тему масонских заговоров и что "среди богатых людей в России ни одного русского", потом переплыли к тому, какой хороший ВВП, но на всю Россию ВВП не хватит, и наконец пришли к сакраментальному "хорошо бы Сталина выкопать, он бы быстро всех призвал к порядку", вещаемое людьми, которые при Сталине не жили. Особенно мне нравится мысль "его надо выкопать, но ненадолго, чтобы он репрессировать людей невинных не успел, а призвал бы всех к порядку - и обратно закопать". Интересно, а как они думают, товарищ Сталин призывал всех к порядку? Они в натуре думают, что порядок - отдельно, а репрессии - отдельно.
Я не люблю Бердяева очень, вообще всех этих православных философов не люблю, но в одном этот дяденька оказался прав: когда назвал Россию женщиной, которая ожидает хозяина. Меня - тоже как бы женщину - передергивает от этого определения, но он прав. Наш народ любит видеть себя жертвой, обвинять других народов в том, что они жертвами не являются и ожидать батюшку-царя с ежовой рукавицей.
Это непередаваемо вгоняет в депрессию.
Я просидела с Хокингом и наушниками в углу своей полки, чтобы эти товарищи (гламурные недоюристы и полупьяный средний класс) не втянули бы меня в этот кошмарный разговор. Мальчик с учебником по праву поглядывал на меня с таким откровенным "посмотри на меня, круче только яйца", бедняга решил, что я тоже из Института художеств. Я не стала его разубеждать.
Бердяев вот считал Петербург исключением из России. Возможно, когда-то... очень давно.
Пойду напьюсь.