Суть в краткости для тех, кто в информационном бункере. WikiLeaks - знаменитый сайт, куда сливается взломанная хакерами секретная информация, и затем эта информация показывается народу как бы из идеологических соображений его, сайта, основателя - бомжа из Австралии, "Робин Гуда от хакерства", Джулиана Ассанджа (чувак - веселый параноик, живет сегодня здесь, а завтра там, и принципиально скрывает свой возраст).
В апреле сего года на этом сайте был размещен ролик, где натовские миротворцы приняли мирных граждан (включая одного иракского журналиста) за боевиков и расстреляли их с вертолета.
Ролик наделал много шума.
Госдепартамент стал искать информатора. Не нашел.
А в мае сего года этого информатора (Брэдли Мэннинга сиречь) сдает знаменитый экс-хакер Адриан Ламо, которому Мэннинг имел неосторожность похвастаться своими достижениями в чате. Примечательно, что Мэннинг похвастался не только роликом про вертолет, а заявил Ламо о том, что вытащил из секретных каналов (установив одно ПО на компьютер начальства) 260 тысяч секретных файлов о войне в Афганистане, перенес их на диск, подписал диск "Леди ГаГа" и отправил WikiLeaks.
Адриан сдает Брэдли (из патриотических, как он говорит, соображений), и того арестовывают. Сажают, значит, в военную тюрьму сперва в Кувейте (потому что Брэдли служил в Багдаде), затем перевозят в Вирджинию. А в июле WikiLeaks публикует первые 90 тысяч файлов про Афганистан.
Как бы вопросы возникают сразу.
Благодаря скандалу и журналистам, мы теперь знаем едва ли не все тонкости биографий обоих.
Брэдли Мэннинг, например, был несчастен все двадцать два года своей несчастной жизни. Родители в разводе и из разных стран, а сам Брэдли - компьютерный гений, задрот и гомосексуалист. Из школы он ушел, папа его выгнал (солдат и гомофоб, вы понимаете), денег на колледж не было, и Брэдли поступает в армию в качестве аналитика первичной разведывательной информации, в Ираке, чтобы армия оплатила колледж. Нелегко было Брэдли в армии. Собратьев по оружию он воспринимал как стоящих на другой ступени эволюции, а с дисциплиной у него и вовсе не сложилось. Трудно было принимать приказы от
Мэннинга разные люди описывают по разному, но в одном они сходятся - Брэдли был скрытым, замкнутым, нетерпимым и взрывным параноиком. Никому не доверял.
В апреле его бросает бойфренд, и у Брэдли начинается депрессия. В апреле же на WikiLeaks появляется ролик про вертолет.
Тут все более-менее логично. А вот дальше начинаются дыры.
Параноик Брэдли ни разу не видел Адриана Ламо. Знал о нем только то, что тот знаменитый экс-хакер, и пару месяцев общался с ним в чате. Не прошло и полугода, как Мэннинг начинает выкладывать Ламо личные сведения. Адриан Ламо - открытый бисексуал, и Мэннинг разговаривает с ним на тему квир-идентичности. Вернее, больше плюется на нетерпимость к ЛГБТ в армии. Очень скоро Мэннинг уже просто плюется на армию. И выкладывает в конце концов про вертолет и Афганистан.
Дальше история известная - Ламо сдает Мэннинга Пентагону.
То есть получается: с апреля несчастный Пентагон искал-искал снабженца WikiLeaks, и никак найти не мог. А затем по счастливой случайности снабженец сам признается человеку, который по счастливой случайности решает снабженца Пентагону выдать.
Ну-ну.
Если вы посмотрите биографию Адриана Ламо, человека известного и до мая сего года, то вы найдете любопытные вещи. Ламо - наверное, самый знаменитый хакер современности. Ламо развлекался тем, что взламывал секретные базы данных крупных корпораций, а затем и правительственных учреждений ради
Я хочу сказать - это просто смешно.
Вы представляете, сколько должен знать человек, щелкающий правительственные базы данных как орехи? И в результате - два года с исправительным поступлением в колледж.
И вот теперь, чисто случайно наш экс-хакер натыкается в чате на Брэдли Мэннинга, втирается к тому в доверие, и, когда тот признается, выдает его властям.
В июле был выложен первый пакет файлов. WikiLeaks договорилась выбросить их одновременно со статьями The New York Times, Der Spiegel и The Guardian. Согласно обработке данных редакцией последней, мирные жители погибли благодаря ошибкам НАТОвских миротворцев в 144 инцидентах. Еще там были прямые сведения о том, что Пакистанская и Иранская разведки снабжают Талибан. Еще там были имена информаторов среди местного населения. Заявления по телевизору талибов о том, что будет расстрелян каждый афганец, чье имя содержится в файлах, позволило Роберту Гейтсу сказать, что руки Джулиана Ассанджа "обагрены кровью", и что утечка информации сработала главным образом на руку талибам.
Джулиана Ассанджа после опубликования данных, по несчастливому для него совпадению обвинили в изнасиловании, и он провел две недели в шведской психиатрической лечебнице. Откуда он затем сбежал, и с тех пор по привычке бомжует с ноутбуком под мышкой, рассказывая время от времени тем журналистам, которым удается его отхватить в разных уголках земного шара, что за ним по пятам идут агенты ФБР.
Брэдли Мэннинг сидит в тюрьме и говорит, что непротив провести остаток дней за решеткой или пойти на смертную казнь, если это обеспечит его фотографии в прессе по всему миру.
Адриан Ламо утверждает, что Мэннинг чисто технически не имел возможности передать WikiLeaks "Леди ГаГу" в одиночку, и теперь агенты ФБР ищут сообщников среди преподавательско-студенческого общества Кембриджа и Массачусетского Технического Института.
Наиболее популярное видение происходящего: Пентагон облажался с самой крупной утечкой данных, благодаря которой талибы стали убивать в два раза больше, и теперь ему выгодно подогревать скандал вокруг лица Брэдли Мэннинга, чтобы люди забыли о том, что находится в самих файлах. Судя по обвалившейся благодаря запросам WikiLeaks после публикации второго пакета файлов в октябре, у людей хорошая память.
Однако если вспомнить про скорее всего работающего себе на ФБР Адриана Ламо. Который вполне себе легко мог выйти на Мэннинга еще в апреле, а дальше "вести" его, направляя сетевые дискуссии в нужное русло (Web.2.0. чтоб ее).
Если вспомнить о том, что за пару месяцев до опубликования "Афганских дневников", в которых прямым текстом говорится о такой нехорошей пакистанской разведке, Барак Обама заявляет, что выводит войска из Афганистана, и что главный противник на самом деле-то - Пакистан.
Если вспомнить, что у Барака Обамы как раз есть всего лишь год для того, чтобы подготовить общество к образу главного врага в лице Пакистана, и, скорее всего, к войне в нем. К войне в Пакистане, который обладает ядерным оружием. К войне, в которую не может не включиться Индия. Которая тоже обладает ядерным оружием. И что если такая война случится - дальше локального ядерного конфликта (в случае если он будет) дело распространиться просто не сможет, потому что ни одна из оставшихся ядерных держав не станет вмешиваться своими ракетами в зону, которая и без того будет уже... неприглядной.
Зато если такая война случится, Барак Обама наглядно продемонстрирует Махмуду Ахмадинеджаду, что если ты обладаешь ядерным оружием, это не значит, что тебя никто не тронет.
Если подумать наконец, что невозможно доказать, что имена информаторов не поддельные, и что талибы "стали убивать в два раза больше".
То можно сделать любопытные выводы о том, кому и зачем были выгодны так называемые "Афганские дневники" на WikiLeaks .
Если вдруг такие выводы имеют под собой основание, то
Посмотрим, каким будет 2011 год.